Школьная страна

Памятка "Работа над ошибками"
1. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.
Птицы улетели.   Скоро весна!       Ты пойдёшь гулять?
2. Большая буква в начале предложения.  
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
 Выпал снег. Дети рады.
3. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. 
 Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило.
жил, жизнь, машина
4. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
дочка, речка, мощный
5. Перенос слова. 
 Выпиши слово, раздели его на слоги для переноса.
оси-на, ру-чей-ки
6. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.
алфавит, азбука, портфель
7. Пропуск, замена, искажение буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву. Раздели его на слоги.
при-леж-ный, при-леж-ны-е
8. Большая буква в именах людей, кличках животных. 
 Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Саша, кот Барсик, пёс Тузик
9.Слово из словаря.
Напиши слово три раза, подчеркни букву, которую написал неправильно.
 карандаш, карандаш,  карандаш
10. Ь в конце и середине слова.
Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
огонь, учитель, морковь, коньки
11. Разделительные Ъ и Ь знаки
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка
12. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными
приставками.
заехал, уехал, приехал, переехал.
Запомни! Приставка - часть слова. Она пишется слитно.
13. Правописание предлогов со словами. 
 Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.
у дома (какого?) дома, у большого дома
Запомни! Предлог - это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словами пишется раздельно.
14. Безударная проверяемая гласная в корне слова. 
 Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
гористая – горка, сады – сад; волна - волны
15. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную. Запиши ещё три слова из словаря, подчеркни буквы, правописание которых надо запомнить.
ягода, ягода, ягода, телефон, тетрадь, работа
16. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо, выдели корень.
мороз – морозы, ягодка – ягода
17.  Непроизносимые согласные
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни непроизносимую согласную,
выдели корень, подбери проверочное слово
честный – честь, здравствуй – здравие  
18. Ь знак после шипящих
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.); жечь, печь, стеречь ( гл., неопр. ф.)
19. Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Выдели корни, подчеркни соединительную гласную.
лесоруб, теплоход,  землемер
20. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени
    Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.
(ты) пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь.
21. Мягкий знак  (ь) в глаголах неопределённой формы. 
 Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
 (что делать?)  улыбаться
22. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
 Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед  -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)
ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят)
Запомни! Гласные е - и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме.
Не забывай о глаголах-исключениях!
23. Правописание слов с шипящим на конце.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.);
кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).
Запомни! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.
24. Гласные  е – и  в окончаниях имен существительных. 
 Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е – и в окончаниях.
на дороге – дорога - сущ., 1 скл., предл. п.
Запомни! Для определения окончания существительного нужно знать склонение и падеж.
25. Гласные  е – и  в окончаниях имен прилагательных. 
 Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. 
      К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед.ч., П.п.
26. .Двойные согласные в слове. 
 Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса:
группа, рассказ, коллектив
груп-па, рас-сказ, кол-лектив 
27. Гласные и согласные в приставках. 
 Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.
полетели, побежали, разбежались, подлетели  
28. НЕ с глаголами.
 Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило.
 не  был,  не  выучил,  не  знал
 29. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Начерти схему предложения.
Грачи, скворцы и жаворонки улетели в тёплые края.  O, O и O
30. Разбор слова по составу.
31. Фонетический разбор слов.
Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, пользуясь памяткой.
32. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.
предл.    сущ.                     глаг.                  прил.            сущ.
    По      овражкам          заиграли       весенние    ручейки.
33. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.
      Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни буквы, которые написал неправильно.
Прилепили – при-ле-пи-ли.
34. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение.
С гор побежали звонкие ручейки.
ручейки (какие?) звонкие; побежали (откуда?) с гор.
35. Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.
Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.  [ ____  ____ ] , [ ____ _____ ] .
36. Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.

"А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка.  
  " П ?” - а.

Генератор заданий по сложению
https://childdevelop.ru/generator/math/add.html

Генератор заданий по вычитанию
https://childdevelop.ru/generator/math/sub.html

Обучаем детей правильному ударению
http://shkolabuduschego.ru/pravila/s-chuvstvom-s-tolkom-s-rasstanovkoy-obuchaem-detey.html

ЗНАКОМСТВО С ЦИФРАМИ



















Уважаемые родители!
Предлагаю Вашему вниманию статью 
"МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" 
«ПИСЬМО С СЕКРЕТОМ»
Автор - Илюхина Вера Алексеевна

Письмо – это средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закрепление ее во времени.
Для этого создаются специальные начертательные знаки, передающие элементы речи, – слова, слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию
Почерк – устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.
Он предполагает устойчивое и индивидуальное выполнение человеком необходимых действий.
Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. По почерку можно довольно точно определить, кто писал тот или иной документ, но определять по почерку характер человека неправомерно. Почерк является только косвенным свидетельством индивидуально-психологических особенностей человека.
Своеобразие почерка определяется следующими признаками:
Специфической формой отдельных букв, точнее, их округлостью или заостренностей,
Растянутостью или сжатостью письма, постоянным или неравномерным расстоянием между буквами,
Отрывным или безотрывным письмом,
Письмом без наклона, с наклоном вправо, влево, колеблющимся наклоном,
Ритмическим повтором элементов или их аритмичностью,
Нажимом, крупным или мелким письмом,
Ровным или колеблющимся вверх-вниз расположением слов по горизонтали.
Что же может оказывать влияние на формирование почерка?
Физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и органов зрения к моменту обучения письму,
Время начала обучения письму,
Отношение к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении,
Отношение самого ученика к качеству его письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии,
Развитие у ребенка чувства ритма,
Качество орудий труда и т.д.
Обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе.
Этапы формирования графического навыка 
На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.
На втором  – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.
На третьем – писать буквы.
На четвертом – писать целые слова.
Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося
Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:
за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,
пишут буквально «носом»,
левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,
локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу,
голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу,
вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.

В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.
Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.
Формирование графического навыка у первоклассника – процесс сознательный. В котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия,: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах.
Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание учеником коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка.
Действия учащихся организуется учителем. Вместо стихийных поисков  недостающих ориентиров учащиеся получают возможность организованно и планомерно находить ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что дает детям возможность раньше и успешнее выполнять графическое действие.
На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия.
Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведет к формированию полноценного графического навыка.
При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия.
С этой целью необходимо:
Проанализировать образец, т.е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.
Проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.
Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения:
посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы относительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой – на тетрадь, положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища. Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника.
Проанализировать исполнительные операции, т.е. раскрыть способ выполнения действия, выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат.
Составить план выполнения задания первоначально анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций.
Обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.
Для школьников есть система четких эталонов- алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в реальные знания о действиях во время письма.
При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной.
Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.)
Речевая форма  – с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы.
Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания, он может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия «в уме».
Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко
Анализ каллиграфических ошибок.
К каллиграфическим ошибкам относятся
Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме,
Не выдерживается нужная высота букв,
Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
Имеет место угловатость, «заборность» письма,
Не соблюдается связность букв при письме,
Наблюдается полная неразборчивость, «каша».
Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.
Классификация каллиграфических ошибок помогает учителю анализировать письмо учеников, выявлять недочеты и выработать тактику корректировки почерка.
Общее развитие школьников зависит от организации обучения на достаточно высоком уровне трудности, конечно, необходимо соблюдать меру трудности.
При обучении письму происходит интенсивная умственная работа, формируется графическая зоркость.
Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности.
Это позволяет сделать система обучения письму –  ПИСЬМО С ОТКРЫТЫМИ ПРАВИЛАМИ.
Алгоритм письма
Ознакомление с алгоритмом письма мы начинаем с анализа написания буквы и, которая рассматривается как исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиеся при написании очень многих букв.
Таким образом, разработанный алгоритм письма ориентирует учителя на включение в учебную деятельность более детального анализа элементов букв-знаков, разнообразных по форме умственных операций (анализ, синтез, сравнения буквенных знаков), на использование зрительно-двигательных образов изучаемых в основе четкого и связного письма.
Алгоритм требует также постоянной ориентации детей на более полное сознание ими всех  графических деталей букв, на формировании у них  способности выражать в слове, в речи процесс написания букв, их элементов, соединений. Формирование компонента письма обеспечивается поэтапной отработкой, которая приводит к созданию полноценного образа буквы и алгоритма ее написания.
Буквенные знаки (буквы) имеют сложное строение, они состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Чем детальнее выделяем мы эти части в букве, чем точнее выражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы, тем лучше осознаем, понимаем, как пишется буква в целом и в соединении с другими буквами.
Основной алгоритм письма
1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.
2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определенного математического расчета в написание букв, слов).
3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.
4. Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)
5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)
6. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).
7. Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).
Все эти составляющие алгоритма определяют собой написание буквы и, а также по отдельности или по нескольку вместе они входят в состав очень многих букв русского алфавита. Это не значит, что при ознакомлении с остальными буквами обучающиеся не встретятся с новыми элементами, но к их написанию они в основном будут подготовлены, если овладеют данным алгоритмом.
Прежде чем подробно рассматривать перечисленные составляющие алгоритма, проанализируем некоторые технические моменты.
Написание наклонной линии на рабочей строке. Обращаем внимание на то, что между наклонными линиями есть определенный интервал, который равен половине высоты рабочей строки. Также, напоминаем о параллельности линий. Именно эти две ошибки, несоблюдение интервала и параллельности, первыми появляются в прописях школьников.
Параллельность линий будет получаться лишь в том случае, если в работу будет включено боковое зрение, т. е. при написании каждой последующей линии внимание обучающегося будет акцентироваться на предыдущей, уже написанной линии.
Просветы в верхней и нижней частях букв. Если не фиксировать внимание школьников на просветах в верхней и нижней частях букв, то это может отрицательно ска¬заться на становлении их почерка. Слова: чуть-чуть, немного не доводя при закруглении крючка не дают точного представления о соблюдении данных просветов в процессе письма. Получается написание – «кто во что горазд». А это ведет к формированию у учащихся графических недочетов.
Безотрывное письмо. При обучении письму школьники обязательно отрывают руку. Первоначально это нужно для снятия напряжения, позднее – чтобы отдохнуть, передвинуть руку, тетрадь. Однако с принципом безотрывного соединения букв при письме учащихся нужно ознакомить сразу. Это значит, что после отдыха пишущий опять ставит ручку в ту точку, где он остановился. Если учитель сможет добиться единого соединения букв, это позволит не только правильно формировать графический навык, но и увеличит скоропись, сохраняя при этом качество работы. Наличие же принципа отрывности в процессе обучения письму при приписывании последующей буквы отрицательно сказывается на качестве письма. И вот почему. Для примера возьмем букву и. Обучающийся делает паузу (прерывается) в письме при написании первого крючка. Далее, если он не сохраняет прием безотрывного написания, т. е. не доводит крючок до верхней линии, он отрывает ручку и переносит ее на верхнюю линию рабочей строки в произвольную точку. В этой ситуации сохранить нужный интервал между элементами  (этот интервал уже определен концом крючка) в большинстве случаев невозможно. Тем самым теряется ровное и четкое письмо.
Написание овала, входящего в состав букв: а, б, в, д, о, ф, ъ, ы, ъ, ю. Это один из наиболее сложных элементов на первоначальном этапе. На практике овал нередко сводится к написанию круга. Из-за этого в буквах а, д, ф, с постоянно встречаются искажения следующего после овала элемента. Понимая, что нужно оставить просвет между овалом и палочкой с закруглением (или палочкой с петлей), обучающийся уводит ручку вправо, тем самым искажая букву.
Причины этих ошибок опять же кроются в незнании учителем точной характеристики написания элементов букв и их расположения по отношению друг к другу.
Все вышесказанное можно истолковать так. Формирование графического навыка – весьма сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Это требует и времени, и определенных усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также тер¬пения и упорства со стороны обучающегося. Нужные для выработки графического навыка повторные действия должны совершаться детьми не механически, ради самих повторений, а с целью решения определенных конкретных задач, осознания необходимости этих повторений для приобретения навыка (осознание всех нужных движений, Соотношений этих движений и т. д.).
Добиться каллиграфического почерка можно лишь при систематическом соблюдении учеником всех правил четкого письма. Старание, необходимое учащемуся для выполнения письменных упражнений, возникает лишь в том случае, если обучающийся понимает значение этих упражнений и имеет заинтересованность в достижении целей, а также осознает недостатки своего письма и умений. Очень важно при оценке результатов работы обучающегося внушать ему веру в успешность решения поставленных задач, а встречающиеся недочеты должны побудить ребенка к упорному преодолению возникающих затруднений.
Рассмотрим более подробно составляющие основного алгоритма письма.
1. Написание прямых наклонных линий. На этом этапе встречаются следующие ошибки:
1) несоблюдение интервала между наклонными линиями. Это связано с незнанием нужного интервала как между элементами в буквах, так и между самими буквами. На самом деле интервал между наклонными линиями не должен быть стихийным («на глазок»), так как у малыша еще не развито боковое зрение, также не может быть указан интервал на ширину буквы (ни одной буквы еще не изучено) и уж тем более – на ширину пальчика;
2) несоблюдение параллельности наклонных линий. Вторая ошибка происходит оттого, что обучающийся все свои усилия сосредоточивает на той наклонной линии, которую он пишет, а не на той, которая уже написана (неразвитость бокового зрения и самоконтроля). Следовательно, на раннем этапе необходимо обучать школьника при написании каждой следующей линии смотреть на предыдущую. Письмо наклонной линии должно быть объяснено пишущим: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаюсь по наклонной линии вниз».

2. Деление наклонной линии на две и три части. В этой части алгоритма можно предложить ребенку сопоставить половину высоты наклонной линии с интервалом между линиями и подвести обучающегося к пониманию того, что они равны. Тем самым мы дадим ученику возможность самому определять интервал между наклонными линиями, а позднее – ширину буквы, равную половине ее высоты. Такие пропорции необходимо сохранять на протяжении всего периода обучения письму для «удобочитаемости». Нахождение третьей части наклонной линии даст нам возможность определить точное место соединений элементов и букв выше или ниже середины рабочей строки.

3. Выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки. На самом деле процесс закругления происходит на 1/10 высоты от нижней линеечки рабочей строки, но обучающиеся полу¬чают установку выполнять закругление, когда они коснутся ручкой рабочей строки. Проговаривание алгоритма удлиняется: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз и выполняю «качалочку».

4. Письмо крючковой линии. Анализируются три вида написания крючка. Внимание останавливается на среднем. (Следует отметить, что сам крючок выписывается путем деления угла между прямой наклонной и нижней линеечкой на две равные части, тогда при написании крючковой линии до середины рабочей строки мы получаем возможность наметить ширину прописываемой нами буквы, которая будет равна половине высоты наклонной линии или половине высоты буквы.) Алгоритм написания дополняется: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой линии до середины строки». Обязательно анализируются графические ошибки. Крючковая не должна быть выгнутой или вогнутой. Итак, написание крючка подвергается детальному анализу его мелких составляющих. Это позволит в дальнейшем избежать многих графических недочетов.

5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии вверх параллельно первой наклонной. На письме, без тщательной проработки это¬го момента, два крючка могут соединяться следующими двумя путями.
Первый путь написания: с отрывом руки и приписыванием следующего элемента. В этом случае параллельность линий не выдерживается, так как перенести ручку в пространстве и начать новое движение с нужной точки чаще всего не представляется
Второй путь написания: с плавным поднятием вверх, при этом все время, удаляясь от наклонной линии. В этом случае в следующем элементе он чаще всего наклонную отводит влево, чтобы оставить просвет в нижней части,  тем самым, получая графическую ошибку.
Правильный способ написания: письмо наклонной линии от середины строки вверх. Это позволяет не только задействовать боковое зрение для сохранения параллельности элементов, но и является существенным условием соблюдения стройности букв, а также приучает ребенка к дальнейшему безотрывному написанию (если обучающийся сразу учится правильно соединять элементы буквы и сами буквы в словах, то это позволит ему в будущем, во-первых, не выполнять лишние прописывания, во-вторых, при ускоренном письме не утратить его качество).
Далее наш алгоритм звучит так: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу наклонную линию вверх («секрет»)».

6. Письмо вниз по «секрету», т. е. написание второй наклон¬ной линии вниз, не отрывая руки. При этом обращается внимание школьников на то, что обе линии, выполненные сверху вниз, обязательно должны быть параллельны. Между крючковой наклонной и второй прямой наклонной — просвет в нижней части строки («шалашик»).

7. Завершение написания второго крючка, т. е. второй крючковой линии. Ученики сами анализируют, как дописать к крючковой вторую параллельную линию. На этом этапе работы им важно задействовать боковое зрение (пишем наклонную, акцентируя внимание на предыдущей).
Завершается проговаривание алгоритма обучающимися:
«Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет», по «секрету» опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой до середины строки».

Итак, получен основной алгоритм письма. Буква и вобрала в себя все основные элементы, часто встречающиеся при письме.
На основе соединения двух крючков между собой показан принцип соединения элементов и букв между собой, наиболее часто используемый при письме. Рассмотрим это на примере превращения буквы и в наиболее употребительные при письме — строчные буквы.

Обучающийся видит все преобразования, убеждается, как важно научиться правильно писать и соединять два крючка. В процессе усвоения основного алгоритма важно познакомить школьников со средствами проверки правильности написанного. С этой целью вводятся следующие графические знаки: середина ( — ), одна треть сверху или снизу (х), просвет снизу, «шалашик» (•), просвет сверху, «гнездышко» (v).

При использовании алгоритма письма, после его осознания детьми через игровую ситуацию, через вовлечение их в посильную «исследовательскую» деятельность не только формируется и совершенствуется правильный графический навык, но и решается ряд общих развивающих задач.
Ведь процесс письма не является простым моторным актом, он помогает школьнику в развитии его познавательного интереса, речи, силы воли, осознанного отношения к выполняемой работе и ее результатам.
В букварный период значительное место уделяется подробному анализу буквы: обучающиеся находят в изучаемой букве уже известные элементы, разбирают все приемы соединений с последующими буквами, дают их словесное описание. Первоначально это осуществляется с помощью учителя, затем, при ознакомлении с новой буквой, ученики стараются сами составить ее алгоритм. Они учатся под проговаривание алгоритма учителем (графический диктант) записывать букву, самостоятельно комментировать написание не только букв, но и отдельных соединений и даже коротких слов.
Таким образом, используя известный алгоритм письма, ученики путем анализа, логических рассуждений, сравнений не только объясняют написание букв, но и усваивают правильный принцип безотрывного письма. Такое построение графической работы способствует активизации мыслительной деятельности ученика.
Мышление 6-7-летних детей носит наглядно-образный характер. Учитывая это, перед обучением начертанию буквы в памяти ученика следует сформировать четкий и дифференцированный зрительный образ буквы. Учащимся предлагается сравнить изучаемую печатную букву с письменной, также выделить в ней уже известные им элементы, вспомнить, в каких изученных буквах они уже встречались. Разобрать новые элементы, подумать, на что они похожи, постараться дать им название. Учитель предлагает свой вариант названия, с которым дети, как правило, соглашаются. Алгоритм буквы не может навязываться учителем, он должен рождаться на уроке в совместной деятельности педагога и детей. Это позволяет ребятам не заучивать алгоритм изучаемой буквы, а осознанно усваивать его. Время усвоения в каждом конкретном случае разное. Одни усваивают алгоритм в процессе ознакомления с новой буквой, другие – несколько позже, при этом принцип осознанности всегда должен оставаться ведущим.
Помимо отработки написания той или иной буквы, ученик должен уметь отличить правильно написанную букву от неправильно написанной и указать, в чем заключаются ошибки (если они есть) и как их устранить. Очень важно работу по анализу буквы проводить как можно раньше, так как ее результативность положительно сказывается на формировании правильного графического навыка. В букварный период следует уделять значительное внимание развитию графической зоркости, а не увлекаться скоростью письма.
Для лучшего осознания ребятами написания букв в их алгоритмах используются обозначения «качалочка», «секрет», «клюшка», «узелок» и др. Эти дополнительные обозначения понятны детям, легко запоминаются и успешно воссоздают в их сознании необходимые графические образы.
На третьем этапе основного алгоритма школьники учатся разворачивать ручку на месте, т.е. выполнять поворот на месте, но так, чтобы обязательно оставалось определенное закругление. Этот поворот на месте для краткости принято называть «качалочкой».
Подъем после крючковой наклонной линии по прямой наклонной вверх выполняется параллельно уже написанной слева наклонной линии (в основном алгоритме это пятый этап).
Этот подъем от середины строки вверх принято называть «секретом» (при возвратном движении эта линия в основном как бы «накрывается» сверху и становится невидимой). Этот элемент прописывается почти во всех буквах, в которых необходимо указать на параллельность элементов или их части. Элемент «клюшка» используется в тех случаях, когда в написании нижней части буквы следует задержаться на строке на ширину буквы.
Написание «узелка» обозначает выполнение кругового движения на месте против часовой стрелки.
Некоторые аспекты использования информационных технологий в обучении письму младших школьников.
Целесообразность применения информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использование будет не эпизодическим, а систематическим, на протяжении изучения всего курса. Основной проблемой такого интегрированного изучения предметов является то, что при разработке традиционных курсов не предполагалось использование информационной технологии.
К счастью, информационно-технологическая поддержка представленной методики обучения письму младших школьников  может быть реально осуществима.
Для обучения письму малышей в первую очередь важна наглядность процесса написания букв и их соединений.
Замечательно, если это традиционно сделает учитель на доске, но гораздо образнее, красочнее, эффектнее  написание букв, соединений  и слов можно реализовать на экране компьютера, используя современные программные средства.
При этом сам процесс может быть оформлен в стиле уже готового дизайна с и действующими лицами прописей. На уроках учащийся, двигая «мышь», будет иметь возможность многократно повторять действия, ориентируясь на собственные потребности и способности.
Характерная особенность данной методики обучения письму – изучение основного алгоритма письма и написание каждой буквы по этому алгоритму.
С самого раннего возраста у детей происходит развитие алгоритмического и аналитического мышления, поскольку для каждой буквы ученик разрабатывает и реализует конкретный алгоритм ее написания и анализирует допущенные ошибки. Алгоритм не может навязываться учителем, он должен рождаться на уроке в совместной деятельности учителя и ребенка.
Одним из важнейших этапов обучения письму является приобретение и развитие навыка видения или узнавания составляющих элементов буквы  и их способа соединения. Применение различных вариантов компьютерных мозаик, выполненных на основе готовых заданий из прописей, бесспорно, будут полезны и внесут разнообразие в ход урока.
Прописи содержат большое количество заданий, которые могут быть оформлены в виде компьютерных игр. Игровые технологии,  пожалуй, самые эффективные у младших школьников.
Например, игра «Угадай букву» (узнать и  дописать букву)



 
Презентация "Письмо букв"
Санитарно-гигиенический аспект обучения письму.
Санитарно - гигиенические правила следующие:

1 Посадка на стуле.

2 Положение корпуса (спина).

З Положение ног (обязательно иметь точку опоры).

4 Расстояние между краем стола и грудью (ширина ладони)

5 Расстояние от глаз до тетради (25-ЗО см).

6 Положение рук на столе относительно корпуса: по отношению друг

к другу они образуют прямой угол.

7 Положение правой руки на столе: локоть свисает с края своей

косточкой, т.е. на 1-2 см.

8 Положение левой руки: при письме в верхней части листа ладонью

поддерживаем снизу, при письме в нижней части – сверху.

9 Положение тетради на столе: тетрадь лежит с наклоном, письмо

осуществляем перпендикулярно краю стола, а наклон в тетради

происходит благодаря её положению.

10 Плечи при письме удерживаются на одном уровне.

11 Голова не должна быть сильно наклонена влево или вправо.

12 Туловище должно находиться в расслабленном состоянии.

13 Правильное распределение усилия на ручку и ручкой на тетрадь.

I4 Положение ручки в руке, верхний её конец обязательно должен быть направлен в плечо.

15 Буквы на строке располагаются по направлению к середине груди.

Каждая из этих задач также влияет на состояние здоровья школьника.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПИСЬМА, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ ВЕДУЩИЙ АЛГОРИТМ, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ОСНОВОЙ В НАПИСАНИИ ВСЕХ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА

Ознакомление с основными элементами письма происходит по методике В. А. Илюхиной с опорой на имеющийся у детей жизненный опыт, их название связано с окружающей действительностью. Алгоритм письма состоит из семи частей (семи «воротец», которые мы проходим, чтобы попасть в страну Букволандию). Это поэтапное написание строчной буквы и. Если дети научатся писать правильно букву и, им легче будет научиться писать более половины букв алфавита.

Первая часть алгоритма (первые воротца) – умение написать наклонные линии с соблюдением высоты, параллельности и заданного интервала.

Вторая часть алгоритма (вторые воротца) – умение делить наклонную линию на две и три части.

Третья часть алгоритма (третьи воротца) – выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки («поворот на месте» и «качалочка»).

Четвёртая часть алгоритма (четвёртые воротца) –
завершение написания крючка – пишем крючковую линию.

Пятая часть алгоритма (пятые воротца) – письмо линии соединения элементов букв (впоследствии и соединения букв в словах). Написание «секретика» от конца крючка до верхней линии рабочей строки.

Шестая часть алгоритма (шестые воротца)- учим прятать «секрет», то есть, не отрывая руки, опускаться вниз по «секретику». Обращаем внимание на просвет между двумя элементами буквы и нижней линейкой («шалашик»).

Седьмая часть алгоритма (седьмые воротца) – учим достроить линию, параллельную крючковой, не отрывая ручки от листа бумаги.


Рекомендации к урокам письма

Комментариев нет:

Отправить комментарий